Обычная версия сайта   Размер шрифта:   Цветовая схема:   Изображения:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей № 12 «Колосок» города Обнинска 

Волшебная сила народных колыбельных песен

 

 

Колыбельные песни, которые есть у всех народов мира, являются не просто элементом фольклора и служат не только для убаюкивания ребенка. Колыбельные очень важны в процессе овладения ребенком речью (следовательно, они играют значимую роль в развитии у него мышления). Заведующий кафедрой психологии Новосибирского государственного педагогического университета, доктор биологических наук Виталий Леутин утверждает, что существует взаимосвязь между слушанием колыбельных песен в детстве и интеллектуальным потенциалом человека в зрелом возрасте (от этого потенциала, в свою очередь, во многом зависит и уровень образования, и социальный статус, и пр.). “Колыбельные через развитие речи способствуют развитию мозга. А что такое развитие мозга? Не что иное, как формирование связей между нейронами. Если мозг не развивать, все нейроны останутся несвязанными, и в этом случае высок риск развития психопатологий" (В. Леутин). 

От того, какие песни пела ребенку мать и пела ли она их вообще, во многом зависит характер маленького человека, его физическое и душевное здоровье (в т.ч. степень его психологической устойчивости) на протяжении всей его настоящей и будущей жизни. Кроме того, в колыбельных песнях зашифрованы уникальные знания о мире, которые пробуждаются в генетической памяти ребенка (дети, у которых генетическая память не "разбужена", медленнее развиваются и гораздо труднее адаптируются в жизни и в обществе). Авторство данного открытия (о связи музыкально-текстового содержания колыбельных песен с генетической памятью ребенка) принадлежит доктору филологических наук Ирине Карабулатовой (г. Тюмень), долгое время изучавшей колыбельные песни народов Сибири. 

Примечание. У сибирских народов, по наблюдениям И. Карабулатовой, именно через колыбельные песни идет передача нравственных идеалов от одного поколения к другому. /Такие народы как ханты, селькупы, татары, казахи, населявшие Сибирь до Ермака, придавали колыбельным песням мистическое значение. Согласно древним традициям этих народов, для каждого младенца создается своя колыбельная песня – ее при рождении ребенка сочиняет сама мать. А потом данная песня всю жизнь служит ему оберегом./ И. Карабулатова при поддержке звукозаписывающей фирмы “SVE-records” (г. Екатеринбург) подготовила и в 2005 г. запустила в широкую продажу компакт-диск с колыбельными песнями народов бывшего СССР. На этом диске с целью достижения максимального релаксационного и психотерапевтического эффектов колыбельные песни записаны на фоне звуков живой природы (шум прибоя, пение птиц, журчание лесного ручья и т.п.). /На этом же диске записаны и некоторые народные заговоры, а также тексты колыбельных песен./ Подготовлен диск и с караоке-версиями этих же народных колыбельных песен (причем “тема” сыграна на национальных музыкальных инструментах того региона, откуда “позаимствована” конкретная колыбельная песня). /В данном проекте И. Карабулатовой – сочетание традиционной культуры баюканья и современной релакс-(транс-)музыкотерапии, что и обуславливает его огромный психотерапевтический эффект./

В старые добрые времена люди уже знали, что младенческий возраст – самый подходящий для закладывания в маленького человека нравственных основ. Исполняя традиционную народную колыбельную песню со всей искренностью и душевной материнской теплотой, мать психологически как бы кодирует сознание и подсознание сына или дочери на определенный поведенческий стереотип, принятый в обществе. Посредством этих песен в момент засыпания (в т.н. просоночных состояниях психики, когда доступ к подсознанию значительно облегчается) проис- ходит очень интенсивное опосредованное обучение ребенка всему тому, что его окружает. При этом в детское подсознание буквально “впечатывается” позитивная программа его будущей деятельности в течение всей жизни. Данное обстоятельство в значительной мере и обуславливает социально приемлемое поведение человека в дальнейшем. /Именно этим фактором современные ученые объясняют статистику, согласно которой дети, засыпавшие под колыбельные песни, по достижении взрослого возраста становятся более успешными и устойчивыми в жизни (они в меньшей степени подвержены различным психическим расстройствам), чем те, кто колыбельных не слышал. 

Русские народные колыбельные песни складывались веками, и в них – самое оптимальное соотношение мысли, движения и настроения. Эти песни – величайшее завоевание народной педагогики, поскольку они нераздельно соединены с народной практикой воспитания детей, находящихся как раз в том самом нежном возрасте, когда ребенок – еще беспомощное существо, требующее постоянного заботливого внимания, любви, нежности и ласки, без которых он просто не выживет. /Не случайно основное содержание народных колыбельных песен – любовь матери к своему ребенку, ее мечты о его счастливом будущем./ 

Чрезвычайно важным фактом является то, что колыбельные песни поет ребенку, как правило, его родная мать, которая (в этом вопросе лингвисты, психологи и этнографы едины) представляет собой для него на данном этапе жизни самую значимую часть мира, И эти мамины песни способны значительно “смягчить” болезненный для детской психики естественный разрыв ребенка в районе 1 года с телом матери (в этот период у малыша появляются первые признаки осознания своего “я”). Согласно точке зрения знаменитого зарубежного психолога Ж. Лакана, именно данный разрыв – источник “психической драмы” (это самые первые в жизни ребенка душевные “ранки”). /Если обратиться к популярной ныне у большинства психоаналитиков США “теории психоанализа самости” Хейнца Кохута, можно понять, что до 2-хлетнего возраста у ребенка отсутствует т.н. стация эдипового комплекса (отец на этой стадии “отсутствует” в числе доминирующих “компонентов” детского мира). Мать в данный период психологически и, отчасти, физиологически (пока кормит грудью) по-прежнему слита с телом ребенка, и граница, разделяющая их в этом плане, еще не проявилась./ И пусть младенцам слова колыбельной песни могут быть пока еще не понятны, но глубочайшие нежность и душевность, вложенные в мелодию, слова, голос, традиционную манеру исполнения, а также сама необычайно тонкая (проникающая прямо в детскую душу и подсознание) энергетика такой песни оказывают на них самое благотворное воздействие. 

Примечание. Исполнение для ребенка перед сном колыбельных песен (равно как и чтение сказок), можно считать отправной точкой или даже основой (базой) т.н. гипнопедии – уникального и весьма перспективного направления в современной педагогике и психологии, занимающегося вопросами интеллектуального развития детей в состоянии сна.

 

 

Тексты колыбельных

Баю - баю - баюшки

Баю - баю - баюшки,
Да прискакали заюшки
Люли - люли - люлюшки,
Да прилетели гулюшки.
Стали гули гулевать 
Да стал мой милый засыпать.

***

Гулененьки

Люли, люли люленьки
Прилетели гуленьки,
Сели гули на кровать,
Стали гули ворковать,
Стали гули ворковать,
Стали Дашеньку качать,
Стали Дашеньку качать, 
Стала Даша засыпать.

***

Колыбельные про котов

А котики серые,
А хвостики белые,
По улицам бегали,
По улицам бегали, 
Сон да дрему сбирали,
Сон да дрему сбирали, 
Приди котик ночевать,
Да приди дитятко качать.
А уж я тебе, коту,
За работу заплачу.
Дам кувшин молока
Да дам кусок пирога.
Ешь-то, котик, не кроши
Да больше у меня не проси.

***

Вы коты, коты, коты,
У вас желтые хвосты.
Вы коты, коты, коты,
Принесите дремоты.

***

Котик серенький
Соломку сбирал,
Под головку складал, 
Да и Ваню качал.

***

У кота ли

У кота ли, у кота 
Колыбелька золота.
У дитяти моего
Есть покраше его.

У кота ли, у кота
Периночка пухова,
У дитяти моего
Есть помягче его.

У кота ли, у кота
Изголовье высоко.
У дитяти моего
Есть повыше его.

У кота ли, у кота
Одеяльце шелково.
У дитяти моего 
Есть получше его. 
Да покраше его, 
Да помягче его, 
Да почище его.

***

Уж ты, котинька-коток

Уж ты, котинька-коток,
Кудреватенький лобок,
Приди, котя, ночевать,
Нашу Лидочку качать.
Я тебе ли то, коту.
За работу заплачу,
Дам кувшинчик молока
Да кусочек пирога,
Белей папыньки
В обе лапыньки.

***

Колыбельная песня
Аполлон Майков

Спи, дитя мое, усни! 
Сладкий сон к себе мани: 
В няньки я тебе взяла 
Ветер, солнце и орла.

Улетел орел домой; 
Солнце скрылось под водой; 
Ветер, после трех ночей, 
Мчится к матери своей.

Ветра спрашивает мать: 
"Где изволил пропадать? 
Али звезды воевал? 
Али волны всё гонял?"

"Не гонял я волн морских, 
Звезд не трогал золотых; 
Я дитя оберегал, 
Колыбелочку качал!"

Ветер, солнце и орел
(народное переложение колыбельной Майкова)

Баю-баюшки, баю
Мою милую лю-лю
В няньки я к себе взяла
Ветра, солнце и орла.
Улетел орел домой
Солнце скрылось под горой,
После ветер трех ночей
Вернулся к матушке своей.
Ветра спрашивала мать
Где изволил пропадать?
Волны на море гонял,
Золоты звезды считал?
Я на море волн не гонял,
Золотых звезд не считал
Малых деточек улюлюкивал!

***

Со вечера дождик

Со вечера дождик 
Землю поливает, 
Землю поливает, 
Траву прибивает.

Траву прибивает,
Брат сестру качает,
Брат сестру качает,
Ее величает.

Ее величает
Расти поскорее,
Расти поскорее,
Да будь поумнее.

Да будь поумнее,
Собой хорошее, 
Собой хорошее, 
Лицом побелее.

Лицом побелее, 
Косой подлиннее, 
Косой подлиннее,
Нравом веселее.

Нравом веселее,
Вырастешь большая,
Вырастешь большая,
Отдадут тя замуж.

Отдадут тя замуж
Во чужу деревню,
Во чужу деревню,
В дальнюю сторонку.

Со вечера дождик
Землю поливает,
Землю поливает
Брат сестру качает.

***

Спи, сыночек мой, усни

Спи, сыночек мой, усни 
Люли, люшеньки, люли 
Скоро ноченька пройдет,
Красно солнышко взойдет. 
Свежи росушки падут,
В поле цветушки взрастут,
Сад весенний расцветет,
Вольна пташка запоет.
Люли, люшеньки, люли,
Ты, сыночек, крепко спи.

***

Сидит Дрема

Сидит Дрема,
Сидит Дрема,
Сидит Дрема, сама дремлет, 
Сидит Дрема, сама дремлет.

Взгляни Дрема,
Взгляни Дрема,
Взгляни Дрема на народ,
Взгляни Дрема на народ

Бери Дрема,
Бери Дрема, 
Бери Дрема кого хошь, 
Бери Дрема кого хошь.

Сидит Дрема,
Сидит Дрема,
Сидит Дрема, сама дремлет, 
Сидит Дрема, сама дремлет.

***

Бука

Бай-бай, бай-бай,
Поди, бука, на сарай,
Поди, бука, на сарай,
Коням сена надавай.
Кони сена не едят,
Все на буку глядят,
Баю-баюшки, бай-бай!
Поди, бука, на сарай,
Мою детку не пугай!
Я за веником схожу,
Тебя, бука, прогоню,
Поди, бука, куда хошь,
Мою детку не тревожь.

***

Серенький волчок

Баю-баю-баю-баю
Не ложись, дитя, на краю,
С краю свалишься,
Мамы схватишься.

Придет серенький волчок,
Схватит детку за бочок,
Схватит детку за бочок
И потащит во лесок.

И потащит во лесок
За малиновый кусток.
Кустик затрясется,
Детка засмеется.

***

Бай - бай - бай

Баю-баю-баю-бай,
Поскорей ты засыпай,
Лю-лю-лю-лю,
Бай бай бай бай.

Спи-ко, детка, до поры,
Не поднимай-ко головы,
Когда будет пора,
Мы разбудим тебя.

Баю-баю-бай-бай,
На дорожке горностай,
Горностая пугнем,
Детке шубочку сошьем.

Лю лю, лю лю, баиньки,
Да в огороде заиньки,
Зайки травку едят,
Детям спать велят.

Баю баю бай бай,
Под окошком попугай,
Кричит: «Детку нам отдай!».

А мы детку не дадим,
Пригодится нам самим
Пригодится нам самим,
Попугая угоним.

Ой качи, качи, качи,
В головах-то калачи,
В ручках яблочки,
В ножках прянички.

По бокам конфеточки,
Золотые веточки, 
Да люли бай, люли бай
Лю, лю, лю...

Баю баю баюшок,
В огороде петушок,
Петя громко поет,
Детям спать не дает.

Ой, люлю, люлю, люлю, люлю,
Живет барин на краю,
Живет барин на краю,
Он не беден, не богат

Он не беден, не богат,
У него много ребят,
У него много ребят,
Все по лавочкам сидят.

Все по лавочкам сидят,
Кашу масляну едят,
Кашу масляну едят,
Ой, люлю, люлю, люлю...

Каша масляная,
Ложка крашеная,
Масло льется, ложка гнется
Душа радуется.

Баю, баю, баю, бай,
Поскорее вырастай,
Во лесок ты пойдешь,
Папе ягод наберешь.

Спи-ко, детонька, в добре,
На соломке, на ковре,
Лю лю лю, лю лю лю
Бай, бай, бай, бай.

Спи-ко, дитятко,
Угомон тебя возьми,
Угомон-то возьмет,
Дитя вырастет.

Боле вырасти,
Ума вынести, 
Лю лю лю, лю лю лю
Бай, бай, бай, бай.

А ты вырастешь большой,
Будешь в золоте ходить,
Будешь в золоте ходить,„
В руках золото носить

Ты находишься,
Ты накосишься
Лю лю лю, лю люлю, 
Бай, бай, бай, бай.

Баю бай, да побай,
Спи-тко, детка, усыпай,
Ляг-то камышком,
Встань-ко перышком.

***

Ветер горы облетает

Ветер горы облетает, баю-бай, 
Над горами солнце тает, баю-бай,
Листья шепчутся устало, баю-бай,
Гулко яблоко упало, баю-бай,
Подломился стебель мяты, баю-бай,
Желтым яблоком примятый, баю-бай,
Месяц солнце провожает, баю бай,
По цветам один гуляет, баю-бай.

***

В поле деревце стоит 
(авт. Марина Улыбышева)
Колыбельную прислала Наталья со словами: "Есть очень хорошая колыбельная. Слышала ее еще и в аудио версии... "

В чистом поле деревцу 
До зари не спится. 
В чужедальние края 
Разлетелись птицы. 
И не вьют они гнезда 
На ветвях упругих, 
Хлещут дерево дожди, 
Гнёт лихая вьюга.

- Завтра, мама, поутру 
Отращу я крылья, 
Полечу через луга 
Над степной ковылью. 
Стану птицей песни петь 
Весело и звонко, 
И баюкать деревцо 
Нежно как ребенка.

- Мой сынок, на древе том 
Жить совсем непросто: 
Вянут листья у него, 
Ветви ест короста. 
- Как же мне помочь ему? 
Как мне сделать это? 
- Ты, сынок, сходи к отцу 
И спроси совета.

- Слушай, папа, я хочу 
Деревцу стать другом 
В его кроне щебетать 
В дождь и злую вьюгу, 
Вольной птицей песни петь 
Весело и звонко, 
и баюкать деревцо 
Нежно как ребенка.

- Чтобы дерево могло 
снова возродиться, 
лучше человеком быть, 
а не звонкой птицей. 
И не только щебетать, 
А и потрудиться: 
Надо корни поливать 
И рыхлить землицу.

Побежит по жилам сок 
влагою кипучей, 
станет дерево тогда 
сильным и могучим. 
Даст тебе оно плоды.
И тогда пичуги 
К нему снова прилетят 
С севера и юга.

- Я, отец, найду родник 
И его водою 
Досыта я напою 
Деревце родное. 
Пусть дает оно плоды. 
Пусть живут в нём птицы. 
Чтобы было от чего 
сердцу веселиться.

- Вырастай скорей, сынок, 
Вырастай на славу. 
Крепко-накрепко люби 
Милую державу. 
Пусть на родине твоей 
Сад шумит прекрасный. 
Светит солнце, а в ночи 
Ходит месяц ясный.

 

***

Спи, моя радость, усни! 
(музыка В. Моцарта,
слова С. Свириденко)

Спи, моя радость, усни! 
В доме погасли огни; 
Пчелки затихли в саду, 
Рыбки уснули в пруду, 
Месяц на небе блестит, 
Месяц в окошко глядит... 
Глазки скорее сомкни, 
Спи, моя радость, усни! 
Усни, усни!

В доме все стихло давно, 
В погребе, в кухне темно, 
Дверь ни одна не скрипит,
Мышка за печкою спит. 
Кто-то вздохнул за стеной 
Что нам за дело, родной? 
Глазки скорее сомкни, 
Спи, моя радость, усни! 
Усни, усни!

Сладко мой птенчик живет.
Нет ни тревог, ни забот; 
Вдоволь игрушек, сластей,
Вдоволь веселых затей, 
Все-то добыть поспешишь,
Только б не плакал, малыш!
Пусть бы так было все дни! 
Спи, моя радость, усни! 
Усни, усни!

 

Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"