Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей № 12 «Колосок» города Обнинска 

 

Ля-ля-фа

 
 

Масару Ибука

После трех поздно

(выдержки зи монографии)

 

Мы уделяем много внимания вопросу о том, чему учить детей старше трех лет. Но, согласно современным исследованиям, к этому возрасту развитие клеток головного мозга уже завершено на 70-80%. Не значит ли это, что мы должны направить свои усилия на раннее развитие детского мозга до трехлетнего возраста?

...Исследования физиологии мозга, с одной стороны, и детской психологии - с другой, показали, что ключ к развитию умственных способностей ребенка - это его личный опыт познания в первые три года жизни, т.е. в период развития мозговых клеток ... Все зависит от стимуляции и степени развития головного мозга в решающие годы жизни бенка. В детском саду воспитывать уже поздно.

…Такие зрелые способности, как мышление, потребности, творчество, чувства развиваются после трех лет, но они используют базу, которая сформирована к этому возрасту.

   ...Даже S-месячный малыш может оценить Баха.

На одном из предприятий фирмы «Сони» был организован детский сад. Там провели исследование, чтобы выяснить, какую музыку любят дети. Результаты получились неожиданные. Самой захватывающей музыкой для малышей оказалась 5-я симфония Бетховена. Популярные песни, которые передают с утра до вечера по телевизору, заняли 2-е место, и на самом последнем месте оказались детские песенки. Меня очень заинтересовали эти результаты.

Младенцы нашли самой интересной классическую музыку, которую мы, взрослые, часто держим от них на достаточном расстоянии. Неужели дети наделены с рождения музыкальным вкусом, необходимым для того, чтобы оценить сложную симфонию? По наблюдениям доктора Шиничи Сузуки уже 5-месячным младенцам нравится концерт Вивальди. И это напоминает мне одну историю.

Молодые родители, большие любители классической музыки, давали своему новорожденном ребенку слушать 2-ю сюиту Баха в течение нескольких часов каждый день. Через 3 месяца он начал живо двигаться в такт музыке. Когда ритм убыстрялся, его движения становились более отрывистыми и активными. Когда музыка кончалась, он выражал недовольство. Часто, когда малыш сердился, плакал, родители включали эту музыку, и он немедленно успокаивался. А однажды, когда они включили джаз, ребенок просто разрыдался.

...Нас должно беспокоить не то, что мы даем ребенку слишком много информации, а то, что ее зачастую слишком мало, чтобы полноценно развивать ребенка.

   … Ребенку в возрасте до 3 лет нетрудно выучить то, что его интересует, и вас не должно беспокоить количество энергии и сил, затраченных при этом.

   … Иностранный язык - не единственный предмет, которым можно овладевать на ранней стадии развития ребенка. Музыкальный слух, физические способности (координация движений и чувство равновесия) формируются как раз в этом возрасте. Примерно в это же время развивается и основа эстетического восприятия - сенсорная реакция.

   Каждый год в начале летних каникул родители из разных стран привозят своих детей в скрипичный класс доктора Сузуки. Не нужно объяснять, что ни­кто из них не знает ни слова по-японски. Первыми начинают говорить самые маленькие. Затем дети из младших и средних классов. Самые безнадежные и­х родители. И если многие дети уже через месяц прекрасно говорят по-японски, то родителям необходимы годы. Им приходится пользоваться услугами детей в качестве переводчиков.

    … Ребенок развивается с потрясающей скоростью физически, и умственно. Поэтому так важно, чтобы его развитие правильно стимулировалось на каждой стадии (...) По сей день мы усложняем детям жизнь, считая, что рано прививать им те или иные навыки, и таким образом упускаем лучшее время.

    … Тот факт, что человек не помнит всего, что с ним случилось в раннем детстве, не означает пол­ного забвения. Любое впечатление и любой опыт, полученный в возрасте до 3 лет, становится частью основания сформировавшейся личности.

    … Говорят, что под гипнозом любой человек, если внушить, что ему только год от роду, начнет говорить и вести себя, как годовалый ребенок А это означает, что любые впечатления детства навсегда остаются в сознании.

      … У нас много писали о методе обучения во сне, который исследовался в Советском Союзе. Очевидно, что в состоянии полусна человек, слушающий записанную на магнитофон информацию, запоминает ее, и она остается у него в подсознании, причем ее можно легко извлечь после пробуждения. Эти исследования доказывают, что можно достичь самых неожиданных результатов, обучая ребенка в состоянии полусна.

   … Я знал одних родителей, которые отдали своего ребенка в интернат на год и два месяца, так как много ­работали. Когда ребенок вернулся домой, он сильно отставал в развитии. Однако в возрасте 4 или 5 лет у него вдруг прорезался интерес к музыке, особенно к занятиям скрипкой и фортепиано. Не­доумевающие родители не могли понять, откуда внезапно вспыхнувший интерес? Они понимали, что в интернате ребенок не получал достаточного интеллектуального стимулирования, хотя перед сном детям проигрывали пластинки с колыбельными М­оцарта и Шуберта.

   … Недостаточное интеллектуальное стимулирование ­с одной стороны, и повторение одних и тех же музыкальных произведений - с другой, замедлили его умственное развитие, но повысили его воспри­имчивость к музыке .

... Принуждение - худший способ обучения .... Вы­звать интерес ребенка к предмету обучения - это и есть лучший педагогический метод. поэтому глав­ная задача родителей, если они хотят обучить чему­-то ребенка, - пробудить интерес.

... Многие взрослые, равнодушные к музыке или живописи, могут подтвердить, что причиной их не­любви было принуждение в раннем детстве или от­сутствие условий для возникновения интереса.

... Повторение - лучший способ стимулировать интерес ребенка. ( ... )

Трехмесячный ребенок может запомнить слож­ное музыкальное произведение, если ему проиг­рать его несколько раз подряд. Способность мла­денца к усвоению информации огромна!

... Не вызывает сомнения тот факт, что успехи творчества уходят корнями в субъективное эмоци­ональное восприятие и опыты раннего детства.

... Музыкальная гармония лучше всего усваивает­ся в раннем детстве. В фильмах часто показывают, как семья или группа друзей, увлеченные совмест­ным пением, организуют свой досуг. Простые сель­ские жители, не имеющие образования, с удоволь­ствием поют хором, и их голоса звучат удивительно мелодично и стройно.

Слушая такое исполнение, ребенок обучается му­зыкальной грамоте не с отдельных нот, а сразу с це­лых созвучий .... Ребенку легче понять то, что имеет определенную структуру. Комбинации звуков по­могают ему интуитивно почувствовать взаимоот­ношения звуков и индивидуальные качества каждо­го звука. Совершенный слух нельзя выработать у взрослого, но можно у маленького ребенка, если дать ему правильное музыкальное образование.

... Тот, кто выработал в себе высокую степень кон­центрации внимания, обладает огромными пре­имуществами.

... Ученики музыкальных школ дисциплинирова­нны и хорошо воспитаны ... потому, что они способ­ны к высокой степени концентрации внимания без всяких особых усилий. Учеба дается им легко, и они успевают сделать больше других детей за то же время.

( ... ) Музыкальные занятия требуют регулярных тренировок, которые в свою очередь воспитывают способность к концентрации внимания. Таким об­разом, музыка также способствует правильному формированию характера.

... Внешний облик ребенка, который слушает му­зыку или берет уроки музыки, безусловно, меняется под влиянием этих занятий. Мы провели экспери­мент в Ассоциации раннего развития с группой младенцев, которые вначале, когда матери впервые собрали их вместе, ничем друг от друга не отлича­лись. Затем произвольно отобрали из этой группы часть детей и дали им слушать «Маленькую ночную серенаду» Моцарта. Через четыре месяца эти дети существенно отличались от остальных: они были живее и их глазки блестели ярче.

Известный японский музыкальный критик Маруо ... уверен, что музыка меняет выражение лица ... По­этому он пользуется методом «погружения человека в музыку» в полной уверенности, что музыка делает человека красивым. Он считает, что уже месячному ребенку недостаточно слушать только речь, он, бе­зусловно, слышит и музыку, которая звучит по ра­дио, телевидению, с магнитофонных записей.

... Заучивание стихов тренирует память. Стихи для запоминания должны воспитывать в ребенке благородные чувства, и они должны быть красивы­ми, изысканными и заслуживающими того, чтобы их помнить всю жизнь. И в то же время они должны нравиться ребенку.

( ... ) Мозг ребенка способен удержать в памяти от 100 до 200 коротких стихотворений. Но память ржавеет, если ее не использовать. Чем интенсивнее она используется, тем лучше она функционирует и развивается. Способности ребенка к запоминанию нужно тренировать, пока он находит удовольствие в повторении.

... Окружайте маленьких детей лучшим, что у вас есть. В старину продавец древностей окружал свое­го ученика в течение первых шести месяцев обуче­ния только самыми ценными и настоящими произ­ведениями искусства, чтобы, насмотревшись на них, он всегда мог отличить истинный антиквариат от подделки.

Этот метод обучения хорошо применим к воспи­танию ребенка. Если у него в мозгу, который пока еще как чистый лист бумаги, запечатлеется истинное искусство, оно останется там на всю жизнь. Его мозг откажется воспринимать подделку, когда он станет взрослым и родители не смогут влиять на его вкусы.

Если же в его мозгу отпечатаются подделки, он будет нечувствителен к подлинному искусству. Ко­нечно, не всегда легко отличить истинное от фаль­шивого. Формируя эстетические потребности свое­го ребенка, родители должны доверять и своему вкусу, и руководствоваться прекрасными произве­дениями искусства, которые ценились во все века. Не надо давать ребенку только книжки с примитив­ными картинками, поскольку якобы он не поймет более сложного языка живописи. Если родители це­нят Матисса и Пикассо, они, безусловно, могут по­казывать их картины своему ребенку. Если они по­лучают удовольствие от музыки Бетховена и Мо­царта, пусть и ребенок их слушает как можно чаще.

Когда в мозгу образуется стереотип истинного искусства, он будет основанием для оценки произ­ведений искусства в последующей жизни. Сегодня матери во всех странах мира ругают своих детей за то, что их ничто не интересует, кроме поп-музыки. Но чего еще можно ждать от подростков, если с са­мого раннего детства они, как правило, слышат только эту музыку, которая прочно запечатлелась у них в мозгу. Разумеется, они уже не в состоянии вос­принимать более сложную музыку. Когда опреде­ленные штампы сформированы в сознании, поздно приучать детей к чему-то другому.

Сила воздействия музыки и живописи, этих дв видов искусства, формирующих эстетический вю зависит от раннего воспитания. Если будет залож прочный фундамент, это облегчит ребенку дал нейшую жизнь.

 

Национальный фонд подготовки кадров. Проекты в сфере информатизации образования.
Курс подготовлен по технологии «Веб-Конструктор для образования».